Что представляет собой валютный контроль в рф

В 2021 году продолжат действовать штрафы за нерепатриацию валютной выручки

В октябре 2020 года Правительством РФ был принят Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее – План по восстановлению экономики). Документ принят в целях поддержки российского бизнеса в период кризисной ситуации и содержит ряд мер по поддержке различных направлений бизнеса. Одно из таких направлений – увеличение экспорта и поддержка импортозамещения. В рамках данного направления указано различное количество мер, в том числе направленных на изменение правил валютного контроля в сторону его ослабления.

Эти меры включают:

  • поэтапную отмену репатриации валютной выручки для участника ВЭД;
  • освобождение участника ВЭД от обязанности по репатриации в случае получения банковской гарантии от российского банка;
  • увеличение оснований для зачета встречных требований или новации обязательств по внешнеторговым контрактам;
  • внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за «сомнительными валютными операциями» участников ВЭД.

Вместе с предложенными выше мерами в первоначальной версии Плана по восстановлению экономики предлагалось приостановить взимание штрафов за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам и займам с 1 апреля 2020 года до 1 июля 2021 года. Но позднее, в финальной сентябрьской редакции Плана, от данной меры решили отказаться. Во второй половине 2020 года после возобновления валютных проверок количество выявленных валютных правонарушений и начисленных штрафов нашим клиентам – компаниям увеличилось, и мы предполагаем, что подобная тенденция продолжится и в 2021 году.

Необходимые справки

Основными формами учёта, необходимыми для легального осуществления транзакций, являются:

  1. Справка о подтверждающих документах (СПД). Это форма учёта валютных операций, основным предназначением которой является подтверждение обоснованности платежей в иностранной валюте, осуществляемых резидентами РФ. Срок подачи СПД составляет 15 рабочих дней.

В справке указываются:

  • наименование банка;
  • наименование резидента;
  • паспорт сделки, его номер. В соответствии с новыми изменениями в законе, вместо номера паспорта сделки введено новое понятие Уникальный номер контракта (УНК), который присваивают на весь период действия контракта;
  • сведения о подтверждающих документах;
  • сумма сделки;
  • признак поставки (указывается предоплата или оплата по факту сделки);
  • период, за который контрагент должен осуществить свои обязательства;
  • код страны, которая является получателем или отправителем товара.
  1. Справка о валютных операциях (СВО) – ещё одна важная справка, которую контрагент должен был предоставить банку при осуществлении определённых операций с валютой. Но согласно последним изменениям в законодательстве, а точнее в инструкции № 138 ЦБ России, с января 2018 года этот документ больше не требуется. В СВО указывались следующие реквизиты:
  • наименование обслуживающего банковского учреждения;
  • наименование клиента;
  • номер счёта, на который зачислены или с которого списаны деньги;
  • код получателя/отправителя валютного платежа;
  • признак корректировки (заполняется в случае предоставления новых сведений по операции с иностранной валютой);
  • информация о документе (распоряжении, уведомлении);
  • дата совершения сделки, код операции;
  • назначение платежа (списание, зачисление или перевод денежных средств);
  • проведённая сумма, в том числе в валюте, прописанной в договоре (необходимо указать код валюты);
  • сведения из паспорта сделки или контракта;
  • срок, в течение которого необходимо возвратить авансовый платёж;
  • срок, в течение которого контрагент должен исполнить обязательства.

Таблица стандартной процедуры валютного контроля. Основные этапы

Этап Действие
Сбор и проверка документов Необходимо собрать все документы, подтверждающие правомерность сделки. Пакет документов может меняться в зависимости от вида сделки. Проверку всей документации и правильность её заполнения осуществляет валютный контролёр
Открытие транзитного счёта В случае необходимости специалист банка проводит операцию по открытию дополнительного счёта
Открытие паспорта сделки при импорте или экспорте Документ оформляется резидентами при проведении ими международных расчётов через счета уполномоченных банков
Занесение информации о сделках в базу данных Уполномоченный банк ведёт электронную базу данных по всем операциям с валютой
Резервирование денежных средств Резидентами и нерезидентами вносится сумма резервирования (обязательно в рублях). Для этого, деньги с банковского счёта, открытого в исполняющем банке , перечисляют на отдельный счёт в том же банке
Возврат зарезервированной суммы После исполнения сделки, средства возвращаются на счёт клиента, с которого вносилась сумма резервирования
Закрытие сделки и подготовка отчётности После окончания процедуры проверки, отдел по валютному контролю , единолично или вместе с ответственными подразделениями, подготавливает необходимую отчётность

Правила оформления документов

Порядок оформления отчетов и любых других документов означает, что они должны быть актуальны на дату предоставления, читабельны и направлялись в банк без нарушения сроков.

Это могут быть оригиналы или копии, заверенные уполномоченным сотрудником в соответствии с карточкой образцов подписей. Если вы готовите копию многостраничного документа, то его нужно прошить, пронумеровать и заверить на обороте с указанием количества листов.

Обосновывающие документы на иностранном языке должны быть переведены на русский и тоже заверены подписью уполномоченного лица и оттиском печати. Типовые формы можно предоставить в виде перевода в рамках договора один раз. В любом случае банк может запросить оригинальные документы и их нотариальный перевод. А все документы, направляемые через интернет-банк, нужно заверять с помощью ЭЦП.

Валютная дисциплина

Определение 4

Валютная дисциплина – это добровольное признание и надлежащее исполнение субъектами валютного права правил и предписаний уполномоченных органов государственной власти в сфере валютного регулирования и валютного контроля в целях реализации валютной политики государства.

Это правосознание субъекта валютного права, которому необходим механизм валютного контроля и юридической ответственности. Здесь контроль выступает в роли предупреждения, предохранения, способствуя соблюдению установленного порядка в правоотношениях, связанных с валютой. Вместе с мерами юр. ответственности контроль дает гарантию соблюдения валютной дисциплины, применяя меры предупредительного, пресекательного, обеспечительного и правовосстановительного характера.

Структуру валютного контроля образуют три уровня: Правительство РФ, органы валютного контроля, агенты валютного контроля. У каждого субъекта имеется свой круг полномочий. Можно выделить четыре основных группы процедур валютного контроля:

  • сбор сведений о валютных операциях;
  • обработка и систематизация данных;
  • предупреждение правонарушений в области валютных операций;
  • выявление правонарушений.

Данные процедуры чаще всего применяются в комплексе, и эффективными они будут только тогда, когда органы и агенты валютного контроля будут надлежащим образом выполнять свои обязанности. Деятельность этих субъектов связана с принятием индивидуально-правовых актов – предписаний, протоколов и пр.

Действенный механизм валютного контроля необходим для того, чтобы обеспечить экономические интересы страны. Контроль за операциями позволяет учитывать внешнеэкономические сделки, выявлять нарушения, не ущемляя при этом прав субъектов, подвергшихся контролю. Поэтому в РФ резиденты и нерезиденты имеют право:

  • быть ознакомленными с проверочными актами и другими документами;
  • обжаловать решения и действия контролирующих органов в суде;
  • требовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями.

У резидентов и нерезидентов, совершающих валютные операции также есть и обязанности:

  • представлять документы по валютным операциям и счетам;
  • вести учет по совершенным валютным операциям;
  • сохранять отчетные материалы в течение 3-х лет;
  • выполнять предписания органов валютного контроля об устранении нарушений.

В любой финансовой сфере контроль необходим, в валютной особенно, поэтому очень важно разработать законодательство без просчетов и ошибок. Несовершенство закона используется в преступных целях, наносящих ущерб экономике

Российское валютное законодательство разрабатывалось в 1980-90-е гг. В публичной финансовой деятельности шли негативные процессы, сокращались резервы государства в иностранной валюте, внешний долг России нарастал, наблюдался отток капитала за рубеж, национальная денежная единица обесценивалась. Все это оказывало влияние на валютную политику государства и ее правовое оформление.

В мире наблюдаются тенденции к отмене ограничений в валютной сфере. Но мировой опыт показывает, что справиться с финансовыми проблемами без установления жесткого валютного контроля за международным движением платежей и капиталов, очень сложно. Это под силу только странам с мощным экономическим и финансовым капиталом. Сегодня Россия не может полностью отказаться от мер валютного регулирования и контроля. Для того, чтобы Россия была интегрирована в международную хозяйственную систему, необходимо компромиссное решение, где бы сочетались либерализация правил операций с валютой и сохранение оптимальной структуры платежного баланса. Россия присоединилась к международной борьбе с отмыванием денег. Эти вопросы по-прежнему остаются актуальными.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Понятие и назначение валютного контроля

Комплекс определенных действий, ориентированных на обеспечение соблюдения законодательных норм в сфере валютных расчетов и на ограничение оттока капитала из страны, называется валютным контролем. Нерезидентам он предоставляет возможность свободного проведения зарубежных переводов без ограничений. Их можно также оформить между резидентами и нерезидентами. Между резидентами переводы в валюте запрещены за исключением некоторых случаев, оговоренных законом.

Валютному контролю подлежат операции, в которых основной валютой является иностранная. Если она используется российской компанией, к примеру, для проведения расчетов с зарубежными партнерами, то сделка обязательно подлежит мониторингу, вне зависимости, занимается объект валютного контроля импортом или экспортом.

Для отслеживания операций в иностранной валюте применяется валютный контроль

Мониторинг транзакций проводят уполномоченные российским правительством организации, а также органы валютного контроля в РФ и его агенты. Основные функции деятельности принадлежат Центробанку РФ, однако их могут выполнять и исполнительные власти на федеральном уровне, которые наделены соответствующими полномочиями от правительства. Их задачами являются:

  • разработка и издание нормативных актов;
  • контроль исполнения законодательных позиций;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение проверок.

Обязанность контроля действий в валютной сфере над резидентами и нерезидентами, не относящимся к категории кредитных и финансовых организаций, возлагается на банковские учреждения, через которые проводятся соответствующие транзакции. Агентами валютного контроля являются банки. Они находятся в подчинении Центробанка РФ. Задачи агентов могут выполнять и другие организации, в том числе и Федеральная Налоговая Служба и «Внешэкономбанк».

Агенты регулируют и мониторят все виды валютных операций, и при этом оформляют необходимую для накопления информации и формирования статистики документацию. Принципы деятельности заключаются в исключении вмешательства в государственные операции, если они не оправданы. При этом они обеспечивают единство системы валютного регулирования и контроля. Права всех участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Какие операции являются валютными

В законодательстве четко отражено, что относится к категории валютных операций. Согласно положениям нормативных актов под это понятие подходят финансовые операции:

  • получения и передачи иностранной валюты между резидентами страны;
  • получение, передача, использование иностранной, национальной валюты и ценных бумаг между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами;
  • ввоз в страну или вывоз из нее иностранной или национальной валюты, а также ценных бумаг, выпущенных в РФ;
  • перевод инвалюты, рублей или ценных бумаг между счетами, один из которых открыт в РФ, а другой – за рубежом;
  • перевод между резидентами рублей с одного заграничного счета на другой.

Валютные операции классифицируются и по более узким признакам и параметрам. По срокам исполнения они бывают капитальными, кассовыми и текущими. Операции могут совершаться резидентами и нерезидентами. Они могут быть направлены на достижение различных целей и совершаться в собственных интересах или в интересах клиентов. Также они подразделяются на активные и пассивные с точки зрения бухгалтерского учета и особенностей его ведения.

Все виды валютных операций отражены в законодательстве

Валютные операции бывают индивидуализированные под характер сделки или универсальные, актуальные для клиентов любого банка. По такой классификации они могут быть проведены посредством:

  • корреспондентской связи с другими банками;
  • торговли иностранной валютой на территории РФ;
  • сопровождения экспортно-импортных операций;
  • перевода между банковскими счетами;
  • накопления иностранной валюты в государстве для улучшения позиций экономики;
  • кредитования в международной финансовой среде.

В отдельную категорию выделяются конверсионные валютные операции, которые проводятся с целью обмена одной иностранной валюты на другую с учетом разницы курсов. В качестве примера таких операций, можно привести торговлю на финансовом рынке форекс.

Центробанк

Обратите внимание! Центробанк — один из органов ВК. Соответствующие полномочия этого органа явствуют не только из закона № 173

В ст. 54 закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ он назван органом денежного регулирования и ВК.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

П. 12 ст. 4 закона № 86 к функциям Банка России относит осуществление ВК в соответствии с действующим законодательством.

Можно сказать, что Банк России — основной орган в этой сфере, так как в его компетенции находится значительное количество вопросов, связанных с обращением валюты.

К примеру, Центробанк реализует следующие полномочия:

  • устанавливает порядок выполнения валютных операций среди банков (см. указание от 28.04.2004 № 1425-У);
  • определяет требования к документам при покупке валюты кредитными учреждениями (см. инструкцию от 16.09.2010 № 136-И с 01.03.2018 ее заменяет инструкция от 16.08.2017 № 181-И);
  • утверждает требования к открытию счетов нерезидентами;
  • устанавливает требования к переводам денежных средств, в том числе вводит ограничения на их размер;
  • осуществляет многие другие функции в целях ВК и регулирования. 

Структура валютного контроля в России

Базовая характеристика системы приводится в ст. 22 закона 173-ФЗ. Роль главного координатора парламентарии закрепили за Правительством РФ. Федеральные чиновники распределяют надзорные функции между государственными службами, утверждают регламенты, наделяют ведомства специфическими полномочиями. На этом уровне устанавливаются лимиты и нормативы (статья 6 закона 173-ФЗ).

Следующим звеном в иерархии является Центробанк России. Регулятор осуществляет валютный контроль в отношении кредитных и финансовых организаций. Для них он издает инструкции, вводит правила, стандарты. Курирует ЦБ РФ и профессиональных игроков рынка. К нарушителям применяются санкции вплоть до отзыва лицензии. Активно участвует регулятор и в информационном обмене. Так, таможенные органы передают Банку России сведения о задекларированных товарах (). Анализ сведений необходим для оценки достоверности отчетности, оценки ситуации в комплексе. Основные задачи ЦБ РФ заключаются в недопущении несанкционированного оттока капитала за рубеж и обеспечении экономической безопасности страны.

Особый статус имеют агенты валютного контроля. Этой категории посвящен п. 3 ст. 22 закона 173-ФЗ. Агентами норма называет банки, обладающие универсальной лицензией, профессиональных игроков рынка ценных бумаг, а также государственную корпорацию «ВЭБ.РФ». Их обязанностью является надзор за валютными операциями клиентов – резидентов и нерезидентов. С этой целью агенты формируют специальные структурные подразделения – службы, отделы, бюро.

Последним звеном валютного контроля следует считать государственные органы. Надзорными функциями Правительство России наделило сразу два ведомства:

  1. Налоговая служба РФ. Полномочия инспекций определены правительственным постановлением № 506 от 30.09.04. К компетенции органа относится контроль соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами в сделках на территории России. Ведомство вправе утверждать формы извещений об открытии счетов за рубежом, разрабатывать инструкции по их заполнению. Для реализации поставленных задач ФНС РФ проводит проверки, запрашивает у обслуживающих банков и участников валютных операций документы. В перечень могут входить контракты, таможенные декларации, выписки о движении валюты по счетам, справки и др. Служба наделена правом применения к нарушителям мер ответственности. Подробно компетенция описана на официальном портале. Перечень нормативных актов, на соответствие которым проводится оценка, закреплен распоряжением ФНС РФ № ММВ-7-2/278@.
  2. Таможенная служба России. Полномочия ведомства сводятся к контролю валютных операций при перемещении товаров, услуг и работ через границу. Надзор охватывает проверку заявленной стоимости ценностей, их происхождения, верности исчисления пошлин (ст. 313, 314, 315 ). Таможенная служба следит за соразмерностью расчетов при импорте/экспорте и трансграничном бартере. Деятельность органа регламентируется ведомственными приказами № 615 от 02.04.12, № 289 от 18.02.13 и прочими актами. Полный перечень нормативных актов представлен на сайте ФТС РФ.

Важно понимать, что ни налоговая, ни таможенная службы не вправе проводить проверку в отношении агентов валютного контроля (банков, финансовых объединений). Оценка соблюдения этими участниками закона 173-ФЗ остается в ведении ЦБ РФ

Компетенция агентов валютного контроля во многом схожа с полномочиями государственных органов. Так, ст. 23 закона 173-ФЗ наделяет обе группы следующими правами:

  • проведение проверок на предмет соблюдения валютного законодательства;
  • оценка достоверности учета операций;
  • запрос документов, связанных с транзакциями или открытием счетов в иностранных денежных единицах.

Минимальный срок исполнения запросов норма устанавливает на отметке в 7 рабочих суток. Правилами банка или распоряжением государственного органа этот период может увеличиваться.

Налоговая и таможенная службы наделены дополнительными полномочиями (п. 2 ст. 23 закона 173-ФЗ). Они вправе выдавать участникам ВЭД обязательные предписания и налагать санкции за нарушения. Банк же при неисполнении требования может лишь отказать в проведении платежа. Кроме того, о признаках нарушения кредитная организация уведомляет государственные структуры. Самостоятельно агент валютного контроля наказания не применяет.

Сходство полномочий не означает единого правового регулирования. Инструкции для банков и финансовых объединений утверждает ЦБ РФ. Государственные органы должны руководствоваться постановлениями Правительства России и ведомственными актами.

Полномочия органов валютного контроля

Банки, уполномоченные, как агенты валютного контроля, занимаются передачей налоговым и таможенным органам информации по выполняемым ими функциям в роли агентов по контролю валюты, установленной ЦБ Российской Федерации.

Агенты и органы основная деятельность которых валютный контроль, и лица чьи пределы компетенции действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

  1. Заниматься проверкой поведения и отслеживанием актов валютного законодательства Российской Федерации на наличие мер по соблюдению резидентами и нерезидентами актов валютного регулирования.
  2. Заниматься полной проверкой достоверности, а также получать отчетность по операциям над валютой среди резидентов и нерезидентов.
  3. Заниматься запросами и получением информации, документации, основываясь на которой проводятся операции связанные с валютой, открытием и ведением счетов.

Замечание 3

Важно отметить, что есть определенный срок, отведенный для предоставления документов при запросе валютного контроля от агентов и органов, который обязательно должен вписываться в рамки не менее семи рабочих дней со дня подачи этого запроса. Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Органы, которые занимаются контролированием валюты и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  1. Предоставлять предписания, свидетельствующие об устранении обнаруженных нарушений актов валютного законодательства нашей страны, а также актов, которые относятся к органу валютного регулирования.
  2. Заниматься применением мер установленных законодательством РФ в плане несения ответственности при нарушении актов относящихся к органам валютного регулирования и актов, которые имеют отношение к валютному законодательству.

Для отслеживания контроля валюты, агенты имеют право на запрос и получение от резидентов следующих документов (копий документов), которые тесно связаны с проведением операций над валютой, а также открытием, и ведением этих счетов:

  1. Документы служащие подтверждением личности физического лица.
  2. Документ указывающий на государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
  3. Документы, которые доказывают наличие у лица юридического статуса — это относительно нерезидентов, что же касается резидентов, то для них документ свидетельствующий о государственной регистрации юридического лица.
  4. Свидетельство служащее доказательством о постановке на учет в налоговом органе.
  5. Документы, подтверждающие, что лица имеют права на недвижимое имущество.
  6. Документы, которые служат удостоверением прав нерезидентов на осуществление операций с валютой, открытием счетов (вкладов), выданные и при этом оформленные органами страны по месту регистрации нерезидента, если же для нерезидента получение такого документа предусмотрено законодательством зарубежного государства.
  7. Уведомление органов занимающихся налогами на месте учета резидента об открытии им счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации.
  8. Наличие документов подтверждающих регистрацию в тех случаях, когда рассматривается предварительная регистрация.
  9. Документы или проектные документы, которые служат основанием для проведения операций с валютой, включая при этом договоры (контракты соглашения), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; также документы, которые содержат сведения о результатах торговли (в случае ее проведения); документы, свидетельствующие о том, что была передача товаров (по выполнению работы, оказанию услуг), информации и результатов умственной деятельности, в том числе исключительных прав на эти документы, акты государственных органов.
  10. Документы, выдаваемые после оформления кредитными организациями, включающие банковские выписки; документы свидетельствующие подтверждением совершения валютной операции.
  11. Документы и таможенные декларации, подтверждающие ввоз в Россию валюты РФ, любой другой зарубежной валюты и внешних, а также внутренних ценных бумаг, в документарной форме.
  12. Паспорт сделки — это документ используемый агентами и органами контроля над валютой для осуществления валютного контроля, и содержащий в себе сведения необходимые для обеспечения учета, и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

Если рассмотреть агентов валютного контроля, то они могут лишь требовать предоставление документов, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.

Учет и проводки

Одним из важных понятий валютного учета выступает курсовая разница. Она появляется при пересчете стоимостной величины активов в валюте, на разные даты, в рубли. По итогам года она относится в доходы (расходы) фирмы. Курсовая разница по вкладам учредителей влияет на объем добавочного капитала и не относится к финансовым результатам. Аналогично учитываются разницы по активам организации, расположенным за рубежом, – в добавочном капитале, если согласно законодательству страны нахождения, был произведен их пересчет. Берется в расчет курс ЦБ на момент пересчета.

Курсовая разница по задолженности (как дебиторской, так и кредиторской) возникает обычно за счет временного интервала, когда долг зафиксирован в учете и когда он оплачен. Кроме того, она имеет место при пересчете денежных средств в инвалюте по кассе, на банковском счете, согласно нормам валютного законодательства, в рубли.

При составлении отчетности по валютным активам используется рублевый измеритель. Если в стране, где российская организация ведет свою деятельность, требуется сдавать отчетность в валюте, ее также дублируют в валюте.

Бухгалтерский учет валюты предполагает прежде всего наличие счета 52 «Валютный счет», по смыслу аналогичного расчетному рублевому. Субсчета по нему открываются с учетом данных счета: внутри страны и за рубежом. Кроме того, субучет следующего порядка может учитывать активы в зависимости от наименования валюты либо разделять операции на:

  • текущем;
  • транзитном;
  • специальном транзитном счетах.

Текущий счет предполагает учет выручки в валюте, процентов банка, прочих обычных валютных операций, разрешенных законом. Транзитный счет специального назначения открывается уполномоченным банковским учреждением самостоятельно, для клиента. На нем учитывается покупка и продажа валюты.

Обычный транзитный счет в валюте ведется в настоящее время для отражения на нем средств, по которым в банк еще не поступила информация, подтверждающая их «происхождение», отношение к определенному законному соглашению.

В валютных операциях изредка может участвовать счет 55, если речь идет о валюте на аккредитивах, депозитах, других формах платежа, кроме векселя. На счете 57 законодатель позволяет отражать валютные суммы для продажи, рубли для покупки валюты до момента приобретения и пр.

Наиболее часто употребляются в валютном учете такие проводки:

  • Д50 (52) К52 (50) – получение валюты в кассу и возврат ее в банк.
  • Д71 (50) К50 (71) – получение «подотчетником» валюты из кассы и возврат неиспользованного остатка.
  • Д52 К62, 66, 67, 76 и др. – получение валюты на счет от покупателей, в виде займа, прочие поступления.
  • Д57 К52, Д51 К57 – перевод валюты и выручка от продажи валюты, зачисленная на расчетный счет.
  • Д57 К51, Д52 К57 – «обратная» операция по покупке валюты за рубли и перечисление ее на валютный счет.
  • Д91(57) К57(91) – фин. результат от операций с валютой.
  • Д60, 66, 67, 76 и др. К52 – оплата валютой поставщикам, платежи по займам, прочим операциям с контрагентами.

Рассмотрим сказанное на условном примере. Юрлицо продает 1100 долл. США банку по курсу 63 руб./долл. На момент продажи курс 64 руб./долл. Комиссия банковского учреждения составляет 1300 руб.

Действия:

  • 1100 * 63=69300 руб.
  • 1100 * 64=70400 руб.
  • Д57 К52 — 70400,00 — списаны средства с валютного счета.
  • Д51 К57 — 69300,00 — зачислены средства за проданную валюту.
  • 64 — 63 = 1
  • 1 * 1100 = 1100 руб.
  • Д91 К57 — 1100,00 — минусовая курсовая разница по продаже.
  • Д91 К51 — 1300,00 — оплачена банковская комиссия.

Механизм валютного контроля и используемые методы

Под методами валютного контроля понимают совокупность приемов, способов, средств, делающих возможным осуществление контрольных функций.

Правильное определение методов – важная задача органов и агентов. Эффективно выбранные средства помогают своевременно пресекать нарушения действующего законодательства, укреплять финансовую дисциплину, не нарушая при этом нормальное функционирование бизнес-структур.

Правовое регулирование валютного контроля дает контролерам «в руки» ограниченный набор методик. У них имеется два основных способа работы:

  1. Проверка

Это изучение деталей сделок и проводимых операций с целью выявления нарушений валютного законодательства. Задача уполномоченного органа – сопоставить имеющиеся данные (полученные из заявлений на перевод, СВО, СПД и т.д.) с информацией, почерпнутой из документов-источников.

  1. Запрос

Это требование к клиентам представить бумаги, объясняющие суть совершаемой сделки, подтверждающие правильность суммы платежа, раскрывающие направления работы хозяйствующего субъекта. Агенты обращаются за нужными сведениями к хозяйствующим субъектам, контрольные органы – к агентам.

Для осуществления валютного контроля нельзя требовать любые бумаги, которые придут в голову сотруднику банка. Он вправе запросить документы, имеющие непосредственную связь с содержанием платежа. Подготовленная документация представляется агенту нарочно (оригиналы или прошитые, пронумерованные, подписанные руководством фирмы копии) или по системе Клиент-Банк.

Если компания не сможет представить запрошенные сведения, кредитная организация вправе отказать в проведении платежа.

Банки и иные финансовые институты собирают сведения о сделках, совершаемых фирмами и частными лицами, вносят их в свои базы, сохраняют в архиве. Впоследствии ЦБ РФ вправе затребовать у них отчетность для проверки и нужную ему информацию.

Порядок осуществления валютного контроля агентом

При работе с резидентами и нерезидентами банки обязаны руководствоваться . Общими положениями этого регламента кредитным учреждениям предписано возлагать надзорные функции на штатного сотрудника. Такой специалист запрашивает у клиентов документы по операциям, получает устные и письменные пояснения. Крупные финансовые объединения формируют целые отделы и службы для решения поставленной задачи.

Агенты валютного контроля вправе запрашивать сведения, напрямую касающиеся проверяемых транзакций. Базовый перечень документов утвержден статьей 23 закона 173-ФЗ:

  • удостоверения личности физлиц;
  • решения о назначении руководителей;
  • доверенности представителей;
  • регистрационные свидетельства (листы записи) предпринимателей и компаний;
  • ИНН;
  • правоустанавливающие бумаги на недвижимость;
  • извещения об открытии резидентом счетов за пределами РФ с отметками налогового органа;
  • подтверждение статуса и правомочности участника-нерезидента;
  • основания валютной операции (контракты, накладные, инвойсы на сумму договора);
  • таможенные декларации;
  • соглашения о факторинге;
  • данные о супружеских отношениях участников сделки и т. д.

Набор документов зависит от специфики транзакции, статуса сторон и прочих обстоятельств. При этом единой формой отчетности по валютным операциям для резидентов признается справка. Составлять ее клиенты должны самостоятельно с использованием утвержденного бланка. Банки отчитываются в проведении контроля ведомостями (п.1.3 Инструкции № 181-И).

Если резидент-участник не может оформить справку лично, он делегирует эту задачу обслуживающему кредитному учреждению. За дополнительную плату сотрудник заполнит форму. Законность такой схемы подтверждена п. 8.4 той же инструкции.

Передать документы валютному агенту клиент обязан в течение 15 рабочих дней с момента зачисления иностранной выручки на транзит. Распорядиться деньгами он может лишь после их перевода на текущий счет. До прохождения проверки средства разрешено расходовать на оплату пошлин и услуг транспортных компаний (в рамках сделки).

Резидент вправе дать банку распоряжение о списании валюты с транзита досрочно. Условием исполнения такого поручения является указание кода операции согласно . Порядок передачи таких сведений утверждается руководством кредитной организации.

В случае списания с валютного счета обосновывающие документы отправляются агенту одновременно с платежным поручением (п. 2.5 той же инструкции). Не требуют подтверждения следующие транзакции:

  • принудительное взыскание по актам уполномоченных государственных органов;
  • прямое дебетование по согласию клиента (акцепт);
  • расчеты с обслуживающим банком;
  • переводы в валюте между счетами владельца в пределах одной кредитной организации;
  • выплаты пенсий, стипендий, компенсаций и пособий физлицам;
  • списание средств в результате использования прикрепленной к валютному счету банковской карты (оплата через терминалы);
  • расчеты по аккредитиву.

Ограничиться указанием кода транзакции можно при платежах по контрактам с общей ценой менее 200 000 рублей (п. 2.7 Инструкции 181-И).

Отдельного внимания заслуживают операции по договорам, поставленным уполномоченным банком на учет. Регистрации подлежат соглашения между резидентами и нерезидентами, отвечающие критериям п. 4.2 регламента 181-И:

  • импорт и кредиты – 3 млн рублей и более;
  • экспорт – от 6 млн рублей.

Сроки постановки договора на учет жестко регламентированы.

Характер операции по контракту Подача документов Пункт инструкции ЦБ РФ № 181-ФЗ от 16.08.17
Расходные операции в валюте День отправки платежного поручения 5.7.1
Зачисление валютной выручки 15 дней 5.7.2
Списание денег со счета, открытого за пределами РФ 30 суток по истечении 1 месяца, в котором совершена операция 5.7.3
Вывоз или ввоз декларируемых ценностей День отправки документов в таможенные органы 5.7.5
Вывоз или ввоз товаров, не подлежащих декларированию, а также оказание услуг, проведение работ и отчуждение интеллектуальных прав 15 дней 5.7.6 и 5.7.7

При расчете сроков во внимание принимают только рабочие сутки. Отсутствие отметки о регистрации контракта является основанием отказа от проведения операций по нему (п

2.22 Инструкции ЦБ РФ № 181-И).

По таким сделкам агент валютного контроля обязан запросить дополнительно:

  • учетный номер контракта:
  • сроки репатриации;
  • код операции.

Общий принцип проверки при этом не меняется. Все документы передаются сотруднику банка в течение 15 дней с момента запроса.

Уведомления и срок вывода валюты

Обычно в случае поступления средств на транзитный валютный счет банк оповещает клиента не позднее следующего рабочего дня, следующего за датой зачисления на счет иностранной валюты. Это может быть и СМС-информирование, и сообщение в личном кабинете интернет-банка

Это важно, так как установлены строгие сроки идентификации поступившей валюты

Для перевода денег с транзитного счета вы одновременно предоставляете в банк справку о валютных операциях и заявку на продажу валюты или перевод с транзитного валютного счета по форме, установленной банком, обосновывающие операцию документы (например, контракт или инвойс), а также в некоторых случаях паспорт сделки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector