Порядок ведения кассовых операций

Снять и потратить наличные деньги станет сложнее

Для определенных предпринимателей порядок ведения кассовой отчетности является упрощенным. К таким формам бизнеса согласно Постановлению ЦБ РФ от 03.2014 относят:

  • малый бизнес;
  • микробизнес;
  • ИП (могут не оформлять РКО И ПКО, кассовую книгу).

К предприятиям малого бизнеса относят фирмы согласно следующим критериям:

  • численность персонала от 16 до 100 человек;
  • доход за год не выше 400 млн. рублей;
  • к микропредприятию относят компании с численностью 15 человек (включительно) и суммой дохода не выше 60 млн. рублей в год;
  • организация является потребительским кооперативом или коммерческой компанией.

Важно! Доля собственности государства в уставном капитале этих фирм не выше 25%. Основными правилами соблюдения кассовой дисциплины являются:

Основными правилами соблюдения кассовой дисциплины являются:

  • оформление кассовых документов, которые отражают движение наличных средств в кассе;
  • соблюдение лимита кассы (установлен в самой компании расчетным путем. К концу рабочего дня сумма в кассе не может превышать данное значение);
  • соблюдение правил выдачи наличных денег под отчет;
  • соблюдение лимита на допустимую сумму наличных расчетов между юрлицами и ИП (не более 100 т.р.).

Момент трат сумм полученной выручки является центральным в соблюдении кассовой дисциплины.

На что можно тратить выручку из кассы:

  • выплаты агенту при банковских операциях;
  • выдача финансов на личные нужды предпринимателя;
  • оплата товара, который был возвращен;
  • страховые выплаты;
  • расчеты по зарплате;
  • расходы на выплату стипендий;
  • выдача командировочных;
  • выдача сумм под отчет;
  • расходы на товары (кроме покупки ценных бумаг).

ККТ – это устройство, которое необходимо для регистрации факта получения денежных средств от клиентов.

Требования к новому образцу ККТ:

  • касса должна стоять на учете в налоговой инспекции;
  • на корпусе указан заводской номер кассы;
  • наличие фискального накопителя, в котором записываются все фискальные данные;
  • наличие встроенных часов онлайн-режима;
  • возможность проверки контрольных чисел регистрационного номера ККТ;
  • печать фискальных документов;
  • формирование фискальной документации в электронном виде и возможность передавать ее по требованию в соответствующие органы;
  • возможность выдавать информацию о нарушении обмена данными;
  • прием информации о платежах через терминалы при использовании эквайринга;
  • печать QR кода на чеке;
  • возможность формировать отчет о состоянии расчетов в текущий момент времени по запросу;
  • возможность поиска любого документа по номеру;
  • исполнение протоколов обмена информацией.

При применении ККТ нового образца отпадает необходимость заполнения следующих форм:

  • форма КМ -6 (справка отчет кассира-операциониста);
  • журнал кассира – операциониста по форме КМ-4;
  • журнал показаний счетчиков ККМ (форма КМ-5);
  • акт возврата денег клиентам (форма КМ-3).

Внешний контроль

Под внешним контролем кассы понимаются проверки и ревизии соблюдения кассовой дисциплины, которые осуществляются государственными органами, службами и ведомствами.

Представителей коммерческих структур уполномочена контролировать ФНС. Инспекция разрабатывает и утверждает специальные планы выездных налоговых проверок. В соответствии с планами, выявляются риски от нарушений кассовой работы. ФНС вправе провести внеплановую ревизию. Учтите, что отсутствие компании в плане проверок ФНС не является гарантией того, что инспекторы не приедут с ревизией. Инспекция уполномочена назначить внеплановый контроль при наличии веских оснований и даже без них.

Бюджетный сектор контролирует не только ФНС. Ревизии кассы вправе проводить:

  • Счетная палата;
  • ревизионный отдел финансового органа, в котором обслуживается учреждение;
  • Министерство внутреннего финансового контроля;
  • Министерство финансов;
  • учредитель или профильное министерство и ведомство;
  • органы прокуратуры и следственного комитета;
  • иные представители госструктур.

Бюджетников на нарушения по кассовым операциям могут проверять хоть каждый день, так велико число контролеров и ревизоров.

При инициации внешней проверки кассы контролер обязан предоставить:

  • удостоверение контролера;
  • распоряжение ведомства, инициировавшего контрольное мероприятие;
  • план проведения ревизии;
  • предмет проверки;
  • сроки проведения контрольного мероприятия.

ВАЖНО!

Документы заверяют подписью и печатью руководителя ведомства. Если бумаг недостаточно или отсутствуют подписи или печати, потребуйте предоставить верную документацию. До этого не допускайте ревизора к проверке.

Правила оформления кассовых операций с 1 января 2012 года

С 1 января 2012 года кассовые операции оформляют на основе следущих документов, входящих в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93:

  1. Кассовая книга (форма 0310004) для обобщения информации о кассовых операциях компании.

  2. Приходный ордер (форма 0310001) для оформления поступления в кассу наличных денег.

  3. Расходный ордер (форма 0310002) для оформления выдачи из кассы наличных денег.

  4. Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма 0310005) для учета движения наличности между старшим кассиром и остальными кассирами организации в течение рабочего дня.

  5. Расчетно-платежная ведомость (форма 0301009) для учета отработанного времени, начислений, удержаний и выплат работникам компании.

  6. Платежная ведомость (форма 0301011) для учета выданной работникам зарплаты и других выплат.

Т.е. как и раньше приходные и расходные операции оформляются кассовыми ордерами, только их привычные номера унифицированных форм заменены на цифровые коды форм документов, приведенные в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 01193.

Некоторые применявшиеся ранее формы, больше не нужны. Например, остался в прошлом журнал регистрации приходных и расходных ордеров КО-3. Раньше по окончании рабочего дня кассир должен был передавать в бухгалтерию второй (отрывной) экземпляр листа кассовой книги с приложением соответствующих кассовых ордеров и других документов. Теперь этого делать не нужно. По какой форме должны составлять авансовые отчеты работники компании, Положение также не указывает. Впрочем, во избежание ненужных вопросов советуем пользоваться прежней формой.

Установлено, что хранить кассовые документы следует в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле в РФ. Напомним, что согласно статье 362 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, кассовые документы и книги следует хранить менее пяти лет при условии проведения проверки (ревизии).

На момент написания статьи (23.12.2011) установлен удивительный факт — никто не уполномочен проверять порядок соблюдения кассовой дисциплины, т.к. Положение ЦБ РФ от 5 января 1998 года № 14-П и прежний порядок ведения кассовых операций, которые возлагали эту обязанность на банки, Указанием ЦБ РФ от 13 декабря 2011 г. № 2750-У отменены.

С 19 февраля 2012 года начал действовать Административный регламент (утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н), согласно которому проверку кассовой дисциплины, т.е. — государственный надзор за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения ККТ, осуществляют налоговые органы.

В Положение № 373-П не вошел ряд ранее действовавших требований, поэтому несколько упростился порядок документального оформления кассовых операций, а это значит, что теперь:

  • не требуется вести журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

  • не обязательно ежемесячно подтверждать количество листов кассовой книги при ее оформлении с применением технических средств;

  • не надо делать записи в кассовую книгу за те дни, когда не было кассовых операций;

  • за те дни, когда не было кассовых операций, остаток не выводится, поскольку им считается остаток ближайшего предыдущего дня, когда были кассовые операции. При требовании ревизоров распечатывать пустые кассовые отчеты за те дни, когда не было кассовых операций, бухгалтеру следует сослаться на пункт 5.5 Положения № 373-П;

  • нет ограничения на количество кассовых книг в организации, а значит значит, теперь бухгалтер может вести отдельную кассовую книгу по фондовой кассе. Данное правило утверждается в учетной политике организации.

Прием наличных в кассу и выдача их из кассы должна теперь производиться таким образом, чтобы вноситель (получатель) видел, что делает кассир. Так же и кассир должен видеть, как получатель пересчитывает полученные наличные денежные средства.

Под отчет теперь денежные средства выдаются:

  • на основании заявления работника. Заявление составляется в произвольной форме;

  • на заявлении о выдаче наличных денежных средств под отчет должны быть не только подпись руководителя и , но и собственноручная запись руководителя о разрешенной к выдаче сумме и сроке, на который выдаются денежные средства.

Кассир

Кассир — это работник предприятия, на которого возложены обязанности осуществлять операции, связанные с приемом и выдачей наличных денежных средств через кассу предприятия, сохранять в кассе все принятые ценности, вести кассовую книгу и т. п. 

Квалификационные требования, предъявляемые к кассиру, профессиональные задания и обязанности приведены в п. 8 подраздела «Квалификационные характеристики. Технические служащие» раздела 1 «Профессии руководителей, профессионалов, специалистов и технических служащих» СКХПР.

Отметим, что СКХПР предназначен прежде всего для разработки должностных инструкций работникам, которые закрепляют их обязанности, права и ответственность (п. 4 подраздела «Общие положения Справочника квалификационных характеристик профессий работников» раздела 1 «Профессии руководителей, профессионалов, специалистов и технических служащих» СКХПР). Кроме того, п. 4 Положения № 637 установлены обязанности кассира.

Таким образом, на основании указанных норм СКХПР и Положения № 637 каждое предприятие разрабатывает должностную инструкцию кассира.

Руководитель предприятия при зачислении на работу кассира заключает с ним договор о полной материальной ответственности и ознакомляет его под подпись с требованиями Положения № 637 (п. 4.7 этого Положения). Поэтому знать требования этого Положения и других нормативных документов по кассовой дисциплине — также обязанность кассира. Кассир в соответствии с законодательством Украины несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей (п. 4.8 указанного Положения).

Если на предприятии есть несколько касс и, соответственно, несколько кассиров, то один из них будет старшим кассиром, другие — просто кассирами.

Согласно п. 4.6 Положения № 637 старший кассир перед началом рабочего дня (при наличии на предприятии нескольких кассиров) выдает другим кассирам авансом нужную для расходных операций сумму наличных под подпись в книге учета выданных и принятых старшим кассиром денег, которую ведет старший кассир. Кассиры в конце рабочего дня обязаны составить отчет о полученных и выданных наличных по соответствующим кассовым документам и сдать остаток наличных и кассовые документы по проведенным операциям старшему кассиру под подпись в книге учета выданных и принятых старшим кассиром денег.

Следует отметить, что если объем кассовых операций предприятия незначителен, то не всегда предусматривается должность кассира штатным расписанием. В этом случае согласно п. 4.8 Положения № 637 обязанности кассира возлагают в соответствии с письменным распоряжением руководителя на бухгалтера или другого работника, с которым заключается договор о полной материальной ответственности. Это же касается предприятий, имеющих обособленные подразделения или обслуживаемые централизованными бухгалтериями, относительно оплаты труда, выплаты пособия по временной нетрудоспособности, стипендий и премий (п. 4.9 Положения № 637).

Если же на предприятии нет других работников, кроме руководителя, то именно руководитель имеет право подписывать все кассовые документы единолично (письмо № 11-117/708-1645). То есть руководитель должен исполнять все обязанности кассира, включая ведение кассовой книги. Правда, заключать договор о полной материальной ответственности руководителя с самим собой нет смысла.

Ответственность за нарушение правил ведения кассовых операций.

За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

  • для должностных лиц – от 4 000 до 5 000 руб.;

  • для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

Нарушениями в данном случае считаются:

1) осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных лимитов;

2) неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;

3) несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;

4) накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

При этом выручка, полученная в кассу без надлежащего документального оформления или оформленная не в срок (не в тот же день), признается неоприходованной. Отражение в кассовой книге не всех оформленных в течение дня кассовых документов является неполным оприходованием наличных денег, в том числе выручки. Такой вывод следует из Указания № 3210-У.

При выявлении административных правонарушений, связанных с несоблюдением порядка ведения кассовых операций, совершенных несколькими обособленными подразделениями организации, в каждом случае составляются протоколы об административных правонарушениях, при этом административное наказание также назначается за каждое совершенное нарушение (см. Письмо ФНС РФ от 17.08.2017 № СА-4-20 / 16322).

Административное правонарушение, связанное с неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности, относится к правонарушениям в сфере финансов, в отношении которых КоАП РФ не установлены специальные сроки давности.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения ( КоАП РФ). При длящемся административном правонарушении этот срок начинают исчислять со дня его обнаружения ( КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого обязанность, предусмотренная правовым актом, не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления такого срока (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

В названном случае моментом начала и окончания административного правонарушения является день получения выручки и неоприходования ее в кассу. Следовательно, это правонарушение является разовым и не относится к категории длящихся.

Таким образом, в отношении правонарушения, которое заключается в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, подлежит применению общий срок давности (два месяца), исчисляемый со дня, на который установлен факт неоприходования денег в кассу. Подтверждением сказанному является, например, Постановление АС СЗО от 15.05.2020 № Ф07-3675/2020 по делу № А56-150168/2018. В нем указано, что постановление о назначении административного наказания в отношении эпизодов за 29.08.2018 и 30.08.2018 было вынесено 31.10.2018, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. В итоге данное постановление было отменено.

Такое заявление составляется в произвольной форме.

Порядок проведения проверок кассовой дисциплины

Порядок осуществления налоговыми органами контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей установлен Административным регламентом (утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н).

К проверяемым объектам по этому регламенту относятся организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт или их уполномоченные представители.

Предметом государственного контроля является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Схема проверки полноты учета выручки денежных средств выглядит следующим образом:

  • предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции;
  • рассмотрение проверяющими необходимых документов;
  • проверка полноты учета выручки денежных средств;
  • оформление результатов проверки.

Результатом исполнения данной государственной функции является составление акта проверки полноты учета выручки денежных средств, а в случае выявления правонарушения – возбуждение производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

Процедура проверки состоит из следующих этапов (п. 20 Регламента):

  1. Руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции принимает решение о проведении проверки.
  2. В течение 2-х рабочих дней:
  • налоговые инспекторы предъявляют поручение на проведение проверки и служебные удостоверения;
  • проверяемый объект ставит подпись, должность и дату на предъявленном поручении;
  • если проверяемого объекта нет на месте или он отказывается расписаться в поручении, то налоговые инспекторы делают запись об этом в поручении;

В течение не более 28 календарных дней с момента предъявления налогоплательщику поручения:

  • проверяемый объект по запросу предъявляет оригиналы или заверенные в установленном порядке копии документов, необходимых для осуществления контроля (перечень документов – в п.п. 28, 29 Регламента). При этом требование нотариально заверенных копий является неправомерным (п. 30 Регламента);
  • налоговыми инспекторами рассматриваются предоставленные документы;
  • в акте проверки фиксируется факт рассмотрения документов.

В течение не более 30 календарных дней с момента предъявления налогоплательщику поручения:

  • определяются объем и состав контрольных действий, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий (перечень контрольных действий – п. 35 Регламента);

проверяется полнота учета выручки денежных средств (способы проверки – п.п. 36 – 41 Регламента);
устанавливаются (выявляются, фиксируются) факты неполного (полного) учета выручки денежных средств;
в акте проверки фиксируется результат проверки полноты учета выручки;
оформляются результаты проверки (п.11 Регламента):

составляется акт проверки в 2-х экземплярах (требования к оформлению акта и его реквизитам – п.п. 46-48 Регламента);

по фактам нарушений принимаются от налогоплательщика письменные объяснения (замечания, возражения), делается об этом запись в акте;
подписывается акт проверки; если налогоплательщик уклоняется от подписания, то этот факт отражается в акте и акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения (месту жительства) проверяемого объекта;
один экземпляр акта передается налогоплательщику;
при выявлении правонарушения возбуждается и осуществляется производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

Справка: нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций является административным правонарушением, за которые, согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. для юрлиц и от 4 000 до 5 000 руб. для предпринимателей (в силу ст. 2.4 КоАП РФ они приравниваются к должностным лицам).

Учет операций, которые проходят через ККТ

До внедрения онлайн-ККТ учет кассовых операций был более сложным. Существовало множество форм отчетности, которые были обязательными. Теперь же при желании от них можно отказаться. Всего благодаря переходу на онлайн-ККТ отменено 9 отчетов — с КМ-1 по КМ-9. Это акты, справки и журналы, которые нужно было заполнять при тех или иных операциях, связанных с применением ККТ. Например, акт о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам (КМ-3), журнал кассира-операциониста (КМ-4), справка-отчет кассира-операциониста (КМ-6). Информация, содержащаяся в отмененных формах, теперь поступает на сервер ФНС в электронном виде.

Учет операций после внедрения онлайн ККТ

Итак, многие документы учета кассовых операций были отменены, но это еще не все. Благодаря внедрению онлайн-касс работа с оставшимися документами упростилась.

Приходные ордера

Кассовые «приходники» теперь могут формироваться в электронном виде на основе сведений, которые поступают с кассового аппарата. Эти сведения — фискальные данные — передаются в определенных форматах, которые утверждены приказом ФНС от 21.03.17 № ММВ-7-20/229.

На основе фискальных данных кассовый аппарат формирует документы:

  • несколько видов отчетов — о регистрации ККТ в налоговой, об изменении параметров регистрации, об открытии и закрытии смены, о закрытии фискального накопителя, о текущих расходах;
  • кассовые чеки, в том числе чеки коррекции.

На основе сведений из этих документов формируются приходные кассовые ордера. Однако кассовый аппарат для этого должен быть интегрирован с учетной системой или сервисом.

Расходные ордера

РКО также можно формировать в электронном виде. Этот документ нужен для оформления выдачи денежной наличности:

  • выплаты денег физическому лицу организацией, например, выдачи зарплаты;
  • выдачи денег из кассового аппарата, то есть из денежного ящика, например, при возврате товара.

Выдавая деньги из кассы, необходимо указать причину. Например, выдача заработной платы или оплата наличными поставщику. Такие операции не передаются в виде фискальных данных в Налоговую службу. О том, что средства из кассы были изъяты, ФНС узнает, сопоставив сумму денежных средств на момент открытия и закрытия кассы, а также операций за смену.

Расход средств из кассы может быть последствием возврат товара покупателем. В этом случае у кассира Есть несколько вариантов действий, выбор и выбор зависит от разных факторов. Рекомендуем прочитать материал, посвященный разным вариантам возврата товаров.

Порядок оформления возврата зависит от разных факторов:

  • от того, возвращает ли покупать товар в тот же или иной день;
  • от способа расчета и возврата (наличными или электронными средствами).

Самый простой случай, когда товар возвращается в день покупки. Кассиру достаточно создать кассовый чек с признаком возврат прихода и вернуть деньги покупателю из ККТ. Сведения об операции тут же поступит на сервер ФНС.

Если товар возвращается в другой день, то возвратный чек нужно сформировать из смены, в которой этот товар был продан. Сведения в ФНС также поступят незамедлительно.

Что касается способа расчета, то здесь два варианта:

  1. Если оплата производилась наличными, кассир возвращает деньги покупателю также наличными.
  2. Если оплата производилась банковской картой и должна быть возвращена на нее же, то процесс может осложниться. Дело в том, что не все терминалы могут совершать возвратные операции. В этом случае порядок такой:
    • покупатель должен составить заявление на возврат товара;
  3. на его основании кассир оформит расходный кассовый ордер;
  4. на основе РКО составляется платежное поручение, по которому возврат может быть произведен счета организации на счет покупателя в безналичной форме либо наличными из общей кассы предприятия (не из денежного ящика кассового аппарата).

Отчет о закрытии смены

Этот отчет обязателен для всех пользователей онлайн-касс. Он служит для документирования кассовых операций, которые были произведены через аппарат. Создать его нужно не позднее, чем через 24 часа после открытия смены.

До изменений в закон 54-ФЗ существовал так называемый z-отчет. Его сведения были основанием для заполнения журнала по форме КМ-4 и справки по форме КМ-6. Теперь это не нужно, поскольку все необходимые сведения направляются в ФНС автоматически.

Если касса работает совместно с учетной системой, то сведения из отчета о закрытии смены будут получены в виде ПКО. Например, после закрытия смены на кассе, которая управляется Контур.Маркетом, пользователь получит в бухгалтерский сервис Контур.Бухгалтерия готовый приходный кассовый ордер. Однако для этого сервисы должны быть интегрированы.

Проверка кассовой дисциплины

Отчетность контролируется каждые два года банковской организацией, в которой открыт счет юрлица. Выборочно могут быть проверены любые три месяца работы. Банк оценивает правильность математического, финансового счета. Проверка не касается товарных накладных и прочего. В основном банковскую организацию интересует:

  • Не превышен ли лимит наличности.
  • Кассовый журнал и бумаги, подтверждающие сделанные в ней записи. К таким документам относят X и Z-отчеты, чеки, расходные и приходные ордера и прочее.

После проверки банк составит справку. Ее достаточно часто требует налоговая инспекция в ходе осуществления своей надзорной деятельности. В случае если последняя обнаружит, что замечания банка не были учтены и недочеты не исправлены, на предприятие может быть наложен штраф.

Внутренний контроль

На проведение ревизий внутреннего характера уполномочены штатные сотрудники организации. Например, провести внезапную ревизию кассы вправе главный бухгалтер или руководитель организации.

Порядок проведения ревизии, как и перечень уполномоченных лиц, закрепите в учетной политике учреждения. Либо издайте отдельный приказ. Учтите, что внезапная ревизия кассы проводится группой лиц. То есть специально созданной комиссией.

Проверку кассовой дисциплины в организации следует проводить и при смене кассира (работника, ответственного за прием и выдачу наличных, оформление документов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector